Регистрация | Вход Мой раздел   Общение   Развлечения   Полезное   Информация     Поставить закладку Сделать стартовой  
Форумы
Форумы: общие
Новые сообщения
Закладки
Ваши темы
Ваши сообщения

Самые ... темы
Темы без ответов
Поиск
Форумы: альтернативаnew
Форумы: клубные
Форумы: региональные

Общение
Начало
Форумы
Альтернатива
Чат
Дневники
Клубы
Поэзия
Споры
Фотоальбомы
Знакомства
Мессенджер
Пользователи

Мобильная версия порталаnew
33b.ru » Форум » Общество » Религия » Иудаизм » Личности и книги.
Начать новую тему   Ответить на тему На страницу: Пред.    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8   След.
Распечатать тему
Автор Сообщение
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 24 апр. 2008 16:06
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Яаков Тирадо (умер около 5380 /1620/ г.) – основатель еврейской общины Амстердама.

Родился в Португалии, в семье марранов (его христианское имя Лопес Де-Коста).

Предание повествует, что в раннем детстве он потерял отца и был отдан на воспитание в католический монастырь. Через несколько лет в монастыре, где воспитывался Лопес, поселился старый монах, который стал наставлять его благочестию. Старик трогательно заботился о нем и, когда между ними установились близкие и доверительные отношения, монах признался юноше, что оба они по происхождению евреи – более того, старик оказался братом умершего отца Лопеса. Старый монах обучил племянника основным законам еврейской жизни. Позднее Лопесу удалось бежать из монастыря. Он стал моряком португальского торгового флота, рассчитывая на то, что с течением времени ему удастся сойти на берег в стране, где живут евреи, и открыто вернуться к соблюдению законов Торы.

Впоследствии Лопес Де-Коста стал капитаном одного из кораблей. В 5353 /1593/ году он собрал в Лиссабоне, столице португальского королевства, группу марранов, стремящихся вернуться к еврейству. Капитан посадил их – с женами и детьми – на свой корабль, который отправлялся якобы на развлекательную прогулку вдоль берега. Но, выйдя из поля наблюдения лиссабонской береговой стражи, корабль тут же повернул в открытое море – королевство инквизиции оставалось далеко за бортом.

Не сумев обрести убежище в Англии, беглецы высадились в порту немецкого города Эмдена – здесь они впервые увидели евреев, сохранивших верность традиции: с бородами и пейсами, с кистями цицит на одежде. На входе в еврейские дома были укреплены мезузы.

Капитан Яаков Тирадо (таким было его еврейское имя) обратился к раввину Эмдена, р. Моше-Ури бар Йосефу Алеви, с необычной просьбой: сделать обрезание всем мужчинам, прибывшим с ним, а затем обучить их языку и законам Торы. Раввин разъяснил, что в Германии, где властвуют лютеране, ненавидящие евреев, осуществить их чаяния невозможно: если станет известно, что бывшие христиане возвратились к законам Торы, гнев властей обрушится на всех евреев Эмдена. Поэтому р. Моше-Ури Алеви рекомендовал марранам поселиться в нидерландской республике, лишь недавно избавившейся от господства католической Испании, – ведь там провозглашена свобода вероисповедания.

Двадцать девятого нисана 5353 /1593/ года корабль капитана Яакова Тирадо причалил в амстердамском порту. Раввин Эмдена р. Моше-Ури Алеви прибыл в Амстердам вместе с марранами, чтобы обучать их выполнению заповедей. Вскоре в Амстердам стали прибывать все новые и новые группы беглецов из Испании и Португалии.

В Йом кипур, когда новая община собралась на молитву, в зал ворвались нидерландские полицейские – они опасались, что гости из католической Испании и Португалии, собравшиеся на тайное заседание, являются агентами ненавистной инквизиции. Яаков Тирадо объяснил руководителю полицейских, что они – евреи, насильно крещенные инквизицией и теперь бежавшие от нее. И тогда глава полицейских торжественно и растроганно произнес: «Стройте свою общину и молитесь вашему Б-гу! …Здесь для вас будет место покоя – среди людей, которые признают всеобщее равенство и защитят вас от ваших врагов» (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Р. Яаков Тирадо стал одним из руководителей стремительно растущей общины бывших марранов. В 5358 /1598/ году члены его общины возвели первую в Амстердаме синагогу, получившую название Бейт Яаков (Дом Яакова).


После 5368 /1608/ года, когда в Амстердам прибыл из Салоников р. Йосеф Пардо, принявший на себя руководство общиной, р. Яаков Тирадо переселился на Землю Израиля. Он умер в Йерушалаиме не позднее 5380 /1620/ года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 28 апр. 2008 07:30
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294-5332 /1534-1572/ гг.) – величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

Согласно традиции кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды (Седер адорот).

Родился в Иерусалиме. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии (на это указывает и его фамильное прозвище «Ашкенази) – на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль; см.) – один из духовных лидеров евреев Польши. Мать Аризаля происходила из семьи беженцев из Испании.

Дом, в котором Аризаль провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор ахаим, дом 6).

В 5302 /1542/ году, в возрасте восьми лет, потерял отца; мать перевезла его в Каир, где ее брат-богач, р. Мордехай Френсис, управлял городской таможней. Ицхак воспитывался в доме дяди, а, достигнув возраста пятнадцати лет, женился на его дочери.

В 5308 /1548/ году приступил к занятиям в каирской ешиве; он учился под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры (Радваза; см.). В 5312 /1552/ году, когда Радваз «поднялся» в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази (см.), автора книги Шита мекубецет (Сводная концепция).

Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению основополагающего кабалистического труда – книги Зоар (Сияние). В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, – в особой святости и духовной чистоте.

В 5330 /1570/ году небесный посланник – пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в г. Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь (см.).

В Цфате р. Ицхак Лурия вступил в кружок кабалистов, который возглавлял знаменитый мудрец р. Моше Кордоверо (см.), автор книг Пардес римоним и Томер Двора.

После смерти р. Кордоверо, последовавшей на исходе 5330 /1570/ года, р. Ицхак сменил его во главе кружка. Занятия проходили в ашкеназской синагоге Цфата или просто в окружающих город рощах и виноградниках; среди учеников р. Ицхака были выдающиеся кабалисты и знатоки Торы, значительно превосходившие его возрастом: автор книги Решит хохма р. Элияу Ди Видас (см.), автор Сефер харедим р. Элазар Азкари (см.) и даже восьмидесятидвухлетний р. Йосеф Каро (см.), составитель кодекса Шульхан арух.

Р. Йосеф Каро утверждал, что в теле наставника кабалы, прибывшего из Египта, «живет душа одного из пророков – ведь даже мудрецы Мишны не обладали теми познаниями, которыми он владеет». Двух великих мудрецов, столь разных по возрасту, связала тесная дружба, а затем и родственная близость: сын р. Йосефа Каро женился на дочери р. Ицхака.

Только одному из учеников р. Ицхака, двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю, было разрешено записывать услышанное на уроках, поскольку лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической кабале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев: на основе сделанных тогда записей р. Хаим Виталь написал впоследствии свои трактаты Шмона шеарим (Восемь врат) и Эц ахаим (Древо жизни), ставшие, наряду с Зоаром, основополагающими книгами кабалы.

В предисловии к книге Эц ахаим р. Хаим Виталь рассказывал, что его наставник «был полон Торой до краев, подобно гранату, заполненному зернышками: …ему были открыты тайны устройства мироздания и Б-жественного управления Вселенной». Подобно пророку, он обладал широким спектром сверхчувственных восприятий: «ему были известны все деяния людей и в прошлом, и в будущем; он мог читать мысли людей прежде, чем они воплощались; он знал все, что происходит в данный момент в любой точке земного шара; …он был сведущ в перипетиях реинкарнации и знал, какая душа впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления, я видел своими глазами», – свидетельствовал р. Хаим Виталь.

По его словам, такого высочайшего духовного уровня р. Ицхак Лурия достиг самоотверженной духовной работой, так как «очень много трудился над постижением кабалистической мудрости – и не перечесть ночей, которых он не спал, изучая какой-либо фрагмент из святого Зоара; иногда все шесть будничных ночей он проводил, стремясь постичь смысл одного единственного отрывка». Вместе с тем, «он был феноменальным знатоком открытой части Торы: Танаха, Мишны, Талмуда, мидрашей, а также выдающимся аналитиком».

Ученикам казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков: в подтверждение сходства эпох р. Ицхак Лурия предпочитал разговаривать и преподавать на святом языке, иврите, – и особенно в святой день Шабата, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино, языке испанских изгнанников.

Ученики называли своего наставника «Ари» – аббревиатура слов «Элоки раби Ицхак» (Б-жественный раби Ицхак). После смерти наставника к имени Ари было прибавлено окончание «заль» – зихроно ливраха (пусть память о нем будет благословенна).


Правда, некоторые исследователи считают, что основа этого имени родилась из другой аббревиатуры: «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак) – такими словами, как правило, р. Хаим Виталь начинает цитирование слов Аризаля в своих книгах.


Раби Ицхак Лурия скончался в дни эпидемии, пятого ава 5332 /1572/ года, – ему было лишь тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище Цфата рядом с могилой р. Моше Кордоверо; а три года спустя рядом с ними был погребен и р. Йосеф Каро – «золотой век» Цфата закончился.

Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что Аризаль был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его наиболее выдающихся учеников р. Шмуэль Ди Озейда (см.) писал, что Аризаль являлся «Машиахом, избранным Б-гом», но грехи поколения не дали ему проявить себя.


Сформулированные Аризалем идеи легли в основу всего дальнейшего развития кабалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим (разбиения «сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения.

Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные Аризалем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к Аризалю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зоар раби Шимона бар Йохая (Рашби; см.).


Аризалем создано несколько субботних гимнов – наиболее популярны из них Азамер бишвахин (Воспою хвалу) и Йом зе леИсраэль (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и Асадер лисеудата (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 29 апр. 2008 07:13
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Шабтай бар Меир Акоэн (Шах; 5382-5423 /1622-1663/ гг.) – выдающийся законоучитель.


Учился у р. Йеошуа Харифа (Магиней Шломо; см.) и у р. Йеошуа-Эшиля из Кракова (см.).

Женился на дочери виленского богача р. Вольфа Тойбера, который, взяв на себя заботу об обеспечении молодой семьи, предоставил зятю возможность посвятить все свое время Торе.

Еще не достигнув возраста двадцати лет, р. Шабтай стал даяном в суде, который возглавлял виленский раввин р. Моше Лима (см.).

Начиная с восемнадцати лет р. Шабтай писал комментарий на кодекс Шульхан арух – на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости), содержащий целый комплекс запретов и повелений, относящихся к самым разным сторонам еврейской жизни. Он разъяснял, почему р. Йосеф Каро (см.), составитель Шульхан аруха, пришел именно к таким законодательным выводам. А в тех многочисленных случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и Рамо (см.), написавшего примечания к Шульхан аруху, не совпадали, р. Шабтай, кратко поясняя суть разногласий, склонял чашу весов в ту или иную сторону.

Его комментарии отличались исключительной глубиной и тонкостью анализа алахических проблем. Рассказывается, что когда р. Шабтай обдумывал особо сложные вопросы, он прогуливался по крышам домов, где никто не мог отвлечь его или помешать разговором.


В 5406 /1646/ году книга была завершена, и р. Шабтай опубликовал свой труд в еврейской типографии Кракова – к этому моменту автору едва исполнилось двадцать четыре года. Книге, получившей название Сифтей коэн (Уста коэна), были предпосланы рекомендательные предисловия духовных лидеров поколения – р. Йом-Това Геллера (см.), р. Шабтая-Шефтеля Гурвица (см.) и наставника автора р. Эшиля из Кракова (см.).

Почти одновременно с книгой Сифтей коэн вышел в свет другой комментарий на тот же раздел Шульхан аруха. Этот, альтернативный, комментарий принадлежал перу общепризнанного главы поколения, главного раввина польской столицы – Познани, р. Давида Алеви (Таза; см.), который был почти на сорок лет старше автора Сифтей коэн. Естественно, что по многим вопросам мнения двух комментаторов расходились. И тогда р. Шабтай пустился в алахический «бой» за истину, написав критические заметки на книгу Таза – он отстаивал свою точку зрения, убедительно опровергая доводы оппонента. Его новая книга, названная Некудот кесеф (Серебряные знаки), была завершена к началу 5408 /1648/ года, но опубликовать ее он уже не успел, так как Польшу захлестнула волна казацких погромов.

Эта книга была впервые напечатана в типографии Франкфурта на Майне в месяце адаре 5437 /1677/ года – ровно через четырнадцать лет после смерти автора. А, начиная с 5640 /1880/ года, в большинстве изданий Шульхан аруха критические заметки р. Шабтая печатаются рядом с комментарием Таза.


В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки подошли к Вильно, р. Шабтай был вынужден бежать из города своей молодости и славы. Он нашел убежище в Люблине, а затем в столице королевства Богемии, Праге.

Трагические события, связанные с хмельнитчиной, р. Шабтай описал в книге Мегилат эйфа (Свиток мрака), а также в целом ряде траурных элегий (слихот).

Его слихот ежегодно исполнялись двадцатого сивана, в день траурного поста, установленного во всех общинах Польши и Литвы. В тот день, двадцатого сивана 5408 /1648/ года, казаки, обманом – под польскими флагами – ворвались в укрепленный город Немиров и со зверской жестокостью уничтожили всех евреев, нашедших убежище в этой крепости. В своей книге р. Шабтай так описывает эту бесчеловечную резню: «Они умертвили в городе около шести тысяч душ – мужей и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед ковчегом со священными книгами зарезали канторов и служек, вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок их них».


Книга Мегилат эйфа, представляющая собой ценный исторический документ, была переведена на немецкий и русские языки.

Последние годы жизни р. Шабтай был главным раввином г. Гольшау в Моравии.

В этот период он завершил комментарий к еще одному разделу Шульхан аруха – Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника): в этом разделе изложены основы гражданского и уголовного права.

Комментарии р. Шабтая Акоэна получили высокое признание у современников. В большинстве изданий Шульхан аруха, начиная с 5434 /1674/ года, его комментарии, наряду с комментариями его оппонента – Таза, печатается рядом с основным текстом.


В последующих поколениях книгу Сифтей коэн стали сокращенно называть «Шах» (слово Сифтей начинается с буквы «шин», а неогласованная буква «каф» прочитывается как «хаф»). А в дальнейшем, как это часто происходило в нашей традиции, название популярной книги заменило собой имя автора.


И по сей день, книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.


Шах умер в Гольшау в первый день месяца адар 5423 /1663/ года – он прожил только сорок один год.


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 04 Май 2008 06:33
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение


Раби Йонатан бар Натан-Нета Эйбешиц (5450-5524 /1690-1764/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.


Происходил из рода царя Давида.


Родился в польском городке Пинчуве, расположенном севернее Кракова. Его отец, р. Натан-Нета из Кракова, раввин общины Пинчува, был внуком знаменитого кабалиста р. Натана-Неты Шапиро (см.), написавшего трактат Мегале амукот (Открывающий глубины). Отец Йонатана также был выдающимся знатоком сокровенного учения.


В раннем детстве Йонатан проявил исключительные способности: в трехлетнем возрасте он уже занимался в хедере, а в семь лет под руководством отца начал изучать Талмуд.


Когда Йонатану исполнилось одиннадцать лет, он лишился матери. Вскоре после этого его отец стал главным раввином моравского города Эйбешица (отсюда и фамильное прозвище семьи). Отец основал в Эйбешице ешиву, привлекавшую молодых знатоков Торы не только из самой Моравии, но также из Венгрии и Польши, – и Йонатан, еще даже не достигший возраста бар-мицвы, стал самым младшим учеником этой ешивы. Наряду с законодательными разделами Устной Торы, юный Йонатан изучал под руководством отца кабалу, а также философию, математику, астрономию и другие естественные науки.


Осиротев в возрасте тринадцати лет, Йонатан продолжил обучение в ешиве моравского города Просниц, возглавляемой выдающимся законоучителем р. Меиром Айзенштадтом (см.), автором книги Паним меирот (Светящий лик). Йонатан стал ближайшим учеником главы ешивы, который относился к нему, как к сыну.


В возрасте четырнадцати лет р. Йонатану получил смиху раввина, отныне он имел право наставлять закону и быть даяном (судьей). В тот же год р. Йонатан женился на внучке главного раввина Богемии р. Зеева-Вольфа Шапиро – свадьба состоялась в столице Богемии, г. Праге. А через год вокруг пятнадцатилетнего раввина, которого называли в Праге илуй миЭйбешиц (вундеркинд из Эйбешица), сплотилась группа учеников – многие из них были гораздо старше своего наставника.


В девятнадцать лет он стал ближайшим помощником главного раввина Праги р. Давида Оппенгайма (см.), а также даршаном общины, выступающим с публичными проповедями и толкованиями Торы.

К этому периоду относится его знаменитая алахическая дискуссия (махлокет) с главным раввином Гамбурга и Альтоны Хахамом Цви (см.). Спор касался кашерности петуха, в теле которого не нашли при разделке сердца. И хотя, согласно закону Торы, отсутствие такого жизненно важного органа делает животное непригодным в пищу (трефным), Хахам Цви признал мясо этого петуха кашерным. Согласно его мнению, поскольку жизнедеятельность петуха без сердца немыслима, оно наверняка было, но потерялось при халатной разделке. Однако другой авторитетный гамбургский раввин признал петуха трефным – поскольку сердца все же не имелось в наличности. И тогда два раввина обратились за решением своего спора к ведущим законоучителям Европы – на этот зов и откликнулся двадцатилетний р. Йонатан Эйбешиц. Он обратился за разъяснениями к физиологам. Оказалось, что уже были зафиксированы случаи, когда птица рождалась совсем без сердца, но в процессе жизнедеятельности образовывался компенсаторный орган, выполняющий функции сердца. Такая птица может существовать, но, согласно алахе, она не пригодна в пищу – и р. Эйбешиц признал гамбургского петуха трефным. Это мнение возобладало, и Хахаму Цви пришлось оставить свою общину (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

В 5475 /1715/ году двадцатипятилетний р. Йонатан Эйбешиц основал в Праге большую ешиву, куда стекались сотни учеников со всех концов Восточной Европы.


По свидетельству учеников, молодой глава ешивы вел исключительно праведный образ жизни, отдавая все силы изучению Торы: он спал урывками, по несколько минут, – в кровать ложился только в шабат и в праздники, а после полуночи его никогда не видели спящим. Почти все свои средства он жертвовал на нужды благотворительности (Послесловие к книге Яарот дваш).


После смерти р. Давида Оппенгайма (см.), последовавшей в тишрее 5497 /1736/ года, р. Йонатан Эйбешиц возглавил общину Праги. Он был избран также членом городского совета, так как обладал высоким авторитетом в глазах богемских сановников, относящихся к нему с большим уважением.


Р. Эйбешиц был принят и при императорском дворе Карла VI в Вене. Предание повествует, что один из царедворцев спросил у р. Эйбешица в присутствии императора: «Я слышал, что в ваших книгах написано, будто Машиах явится в облике нищего, сидящего на осле. Как же этот нищий сумеет одолеть могущественных царей, которые, как вы утверждаете, в конце концов, ему подчинятся?» Вместо ответа р. Эйбешиц попросил короля устроить в одном из залов его дворца петушиный бой. По условиям состязаний, каждый из царедворцев должен был доставить во дворец своего бойцового петуха – и р. Эйбешиц тоже явился с маленьким петушком. По сигналу короля все царедворцы запустили своих могучих петухов в отведенный для боя зал, заперли двери – и припали к окнам, наблюдая за поединком. В результате яростной схватки пали один за другим все бойцовые петухи, и тогда маленький петушок р. Эйбешица, во время боя забившийся в укромный уголок, вышел на середину зала и клюнул одного из поверженных «богатырей». Все зрители рассмеялись, а р. Эйбешиц пояснил: «Точно так же будет и в дни Машиаха. Могущественные правители сойдутся в битве друг с другом и будут сражаться до тех пор, пока все не попадают со своих тронов. И тогда откроется наш праведный Машиах и подчинит все народы» (Маасей авотейну, раздел Балак).

В 5501 /1741/ году французские войска подступили к Праге – и тогда австрийские власти, нуждавшиеся для ведения обороны в деньгах, арестовали р. Йонатана в качестве заложника. Заковав его в цепи, они потребовали от еврейской общины огромный выкуп. Р. Эйбешиц воспринял эту историю, как сигнал с Небес: тридцатипятилетний период его пребывания в Праге завершен. После освобождения он принял предложение, поступившее от общины эльзаского города Меца. Французские военные власти не только разрешили ему покинуть осажденный город, но и выдали охранную грамоту и даже предоставили специальный конвой, чтобы он сумел пересечь всю Европу по опасным дорогам военного времени. В свою очередь, австрийские власти сочли его поступок изменой и конфисковали все его имущество в Праге.


Р. Йонатан достиг Меца только в 5504 /1744/ году и возглавил общину, включающую около сорока пяти тысяч евреев, – он сменил на этом посту одного из духовных лидеров поколения р. Яакова-Йеошуа Фалька (Пней Йеошуа; см.), который стал главным раввином Франкфурта на Майне.


В Меце, как и в Праге, р. Эйбешиц создал ешиву, привлекавшую одаренных юношей из многих стран, – ученики относились к нему с глубоким почтением.


В этот период р. Эйбешиц написал свои классические комментарии на кодекс Шульхан арух. Его комментарий на раздел Йоре деа называется Крейти уплейти (таково одно из наименований высшего суда – Санхедрина. См. Тосафот на Брахот 4а). Комментарий на раздел Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы судопроизводства, озаглавлен Урим ветумим (так в Торе наречен свиток с Именем Б-га, который вкладывался в хошен – нагрудник первосвященника. См. Раши и Рамбан на Шмот 28:30).


В Меце р. Эйбешиц прославился и как чудотворец. Сотни недужных и страждущих евреев приходили к нему в поисках избавления, и р. Эйбешиц писал для них кабалистические амулеты (камеи). Исцеляющая сила этих амулетов была столь впечатляющей, что и многие христиане приходили в час беды к еврейскому мудрецу.


В 5510 /1750/ году шестидесятилетний р. Эйбешиц был приглашен возглавить объединенную общину трех соседствующих городов – Альтоны, Гамбурга и Вансбека. Шестнадцатого элуля 5510 /1750/ года он прибыл в Альтону и вскоре воссоздал на новом месте свою ешиву – с его приездом Альтона стала одним из мировых центров изучения Торы.


А в 5511 /1751/ году начался махлокет (раздор), омрачивший последние годы его жизни. Одна из изготовленных им камей попала в руки другого выдающегося мудреца из Альтоны р. Яакова Эмдена (Ябеца; см.), сына Хахама Цви, бывшего главного раввина Гамбурга и Альтоны.

Изучив содержание камеи, р. Яаков Эмден обнаружил в ней косвенные доказательства того, что р. Эйбешиц является последователем мистического учения лжемашиаха Шабтая Цви. Ошеломленный р. Эмден поделился своим открытием со многими виднейшими мудрецами и направил им подозрительную камею на экспертизу. Мнения разделились: одни, и в их числе Виленский Гаон (см.), утверждали, что его подозрения напрасны, другие, во главе с почтенным автором книги Пней Йеошуа, р. Яаковом-Йеошуа Фальком, приняли точку зрения р. Эмдена.

И когда р. Эйбешиц, отвергнув все обвинения, продолжил изготовлять свои камеи, р. Эмден наложил на него херем (отлучение от общины).

Эти события раскололи евреев Германии и ее мудрецов на два враждующих лагеря: сторонников р. Эмдена и сторонников р. Эйбешица. Острые разногласия между знатоками Торы привели к снижению их авторитета и авторитета самой Торы – и, в конечном счете, к осквернению Имени Б-га (хилуль Ашем).

Существуют свидетельства, что в последние годы жизни р. Яаков Эмден раскаивался в войне, развязанной им против р. Эйбешица.

Р. Йонатан Эйбешиц умер в Альтоне двадцать первого элуля 5524 /1764/ года.

Его драшот (толкования Торы) были собраны в книгу Яарот дваш (Медовые соты). После его смерти был опубликован и один из его кабалистических трактатов, озаглавленный Шем олам (Вечное имя), однако большинство его произведений, связанных с тайными разделами Торы, до сих пор находятся в рукописях.


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 08 Май 2008 15:29
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Цви-Гирш бар Аарон-Шмуэль Кайдановер (Кав аяшар; ок. 5410-5472 /ок. 1650-1712/ гг.) – выдающийся мыслитель и наставник мусара (еврейской этики).

Родился около 5410 /1650/ года в Вильно (Вильнюсе), куда его родители бежали от казацкой армии Богдана Хмельницкого. Сын выдающегося законоучителя р. Аарона-Шмуэля Кайдановера (Мааршака; см.).

В 5415 /1655/ году, когда русские стрельцы и казаки ворвались в Вильно, семья бежала вглубь Польши. Там, в городке Корове, расположенном возле Люблина, пятилетний Цви-Гирш был серьезно ранен казаками, а две его сестры убиты. В последующие годы семья побывала во многих городах Европы – Мааршак был главой еврейской общины г. Никольсбурга (Брно), столицы Моравии, а впоследствии главным раввином Бриска (Бреста), Франкфурта на Майне и, наконец, Кракова.

Цви-Гирш изучал Тору у отца, а затем учился в Минске у выдающегося кабалиста р. Йосефа-Йоськи (см.), автора трактата Йесод Йосеф (Кредо Йосефа).

Когда период ученичества завершился, он возвратился в Вильно, город своего детства, и стал одним из руководителей городской общины, вместе с тем успешно занимаясь коммерцией. По клеветническому доносу он был на некоторое время заключен в темницу вместе с женой и детьми; после освобождения р. Цви-Гирш покинул Вильно и переселился в Германию, во Франкфурт на Майне, где жила семья его тестя.

Согласно его собственному признанию, р. Цви-Гирш увидел в беде, постигшей его в Вильно, наказание за то, что он до сих пор не опубликовал многочисленные рукописи отца. И вот, вскоре по прибытии во Франкфурт на Майне, он выпустил в свет целый ряд книг Мааршака, снабдив их своими предисловиями и примечаниями.

В 5465 /1705/ году р. Цви-Гирш Кайдановер издал свое основное произведение – трактат по этике Кав аяшар (Прямая линия). В этой книге исследуются вопросы награды и наказания; в ней приведено множество захватывающих историй и мудрых притч, побуждающих сердца к служению Всевышнему. Многие идеи книги почерпнуты из кабалистических источников, и в первую очередь, из книги Йесод Йосеф, ставшей для р. Кайдановера образцом, а также из учения Аризаля (см.).

Эта книга сразу получила широчайшее признание – за первые десять лет она была издана десять раз. Ее исключительному успеху способствовало и то, что автор снабдил ее подстрочным переводом на идиш, разговорный язык евреев восточной и центральной Европы, – таким образом среди ее читателей оказались и женщины, как правило, не владевшие святым языком.

За последующие три века книга выдержала более восьмидесяти новых изданий, став одним из самых популярных произведений мусара. Наряду с широким кругом читателей, трактат р. Кайдановера тщательно изучали и величайшие мудрецы Торы. Раби Элимелех из Лежанска (см.), один из основоположников хасидизма, проштудировал эту книгу сто два раза – в соответствии с числовым значением входящего в ее название слова «кав» (линия). А выдающийся праведник р. Исраэль из Кожниц (см.) утверждал, что «изучение книги Кав аяшар пробуждает сердце даже в большей степени, чем изучение самой книги Зоар».


Р. Цви-Гирш Кайдановер умер во Франкфурте на Майне в Шушан-Пурим, пятнадцатого адара 5472 /1712/ года.


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 13 Май 2008 07:36
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Яаков бар Макир Кули (Меам лоэз; ок. 5450-5492 /ок. 1690-1732/ гг.) – выдающийся комментатор Пятикнижия и издатель священных книг.

Родился в Йерушалаиме. Его отец, р. Макир Кули, потомок старинного ашкеназского рода знатоков Торы с острова Крит, около 5448 /1688/ года прибыл в Йерушалаим и женился на дочери одного из духовных лидеров поколения р. Моше Ибн Хабиба, главного раввина святого города.

В 5456 /1696/ году умер знаменитый дед Яакова, а спустя еще несколько лет, в 5459 /1699/ году, умерла и его мать.

Впоследствии отец вступил в новый брак – на этот раз он взял в жены дочь р. Йеуды-Лейба, сына р. Эфраима Акоэна (см.), автора книги Шаар Эфраим. Семья переехала в г. Цфат, где Яаков изучал Тору у отца и у других мудрецов.

В 5474 /1714/ году р. Яаков Кули прибыл в Стамбул, намереваясь издать рукописи своего деда. Здесь он стал ближайшим учеником главного раввина Стамбула р. Йеуды Розанеса (см.), а затем и даяном (судьей) в суде, возглавляемом его наставником.

В 5482 /1722/ году он подготовил к печати и издал книгу своего деда Капот тамарим (Пальмовые ветви), вскоре завоевавшую широкую популярность.

В 5487 /1727/ году, после смерти р. Йеуды Розанеса, р. Яаков Кули оказался обладателем бесценных рукописей наставника. Уже в следующем, 5488 /1728/, году, он опубликовал сборник драшот (толкований) своего учителя, названный Парашат драхим (Развилка дорог). А в 5491 /1731/ году вышел в свет сборник хидушим (аналитических заметок) р. Розанеса на Талмуд и на кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора – книга, получившая название Мишнэ ламелех (Второй после царя), была издана в виде комментария к Мишнэ Тора. Эти две публикации, подготовленные р. Яаковом Кули, принесли его наставнику посмертную славу.

В том же, 5491 /1731/, году р. Яаков Кули издал еще одну книгу своего деда – Эзрат нашим (Женская половина), посвященную актуальной в ту эпоху проблеме агунот (жен, мужья которых пропали без вести). В виде приложения к этой книге он издал и сборник своих респонсов и псаков (законодательных выводов).

Р. Яаков Кули написал также трактат Симаним дэорайта (Знаки Торы), в котором исследуются различия между запретами, содержащимися в самом тексте Торы, и запретами, введенными мудрецами.

В течение многих лет р. Яаков Кули работал над основным своим произведением – комментарием на Пятикнижие, предназначенным для самого широкого круга читателей. Стремясь сделать комментарий максимально универсальным, он включил в него не только множество увлекательных преданий и классических толкований, но и целый ряд законодательных постановлений, регламентирующих выполнение повелений и запретов Торы. В своих алахических рекомендациях р. Яаков Кули опирался, в первую очередь, на мнения сефардских законоучителей – р. Йосефа Каро (см.), составителя кодекса Шульхан арух (Накрытый стол), и р. Хаима Бенбеништи (см.), составителя кодекса Кнессет агдола (Великое собрание). В то же время, во многих случаях он руководствовался законодательными решениями блистательной плеяды мудрецов Восточной Европы: р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.), р. Давида Алеви (Таза; см.), р. Шабтая Акоэна (Шаха; см.), р. Авраама Гомбинера (Маген Авраам; см.) и р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви; см.).

Комментарий стал выдающимся произведением мусара – он богато орнаментирован нравоучительными притчами и этическими наставлениями, побуждающими читателей к безупречному служению Всевышнему.

Р. Яаков Кули написал свой комментарий на разговорном языке выходцев из Испании – ладино, совмещавшем лексические элементы испанского языка и иврита. Книга получила название Меам лоэз (Из среды народа иноязычного) – эти слова были взяты из первого стиха сто четырнадцатого псалма Давида: «Когда выходил Израиль из Египта, дом Яакова – из среды народа иноязычного» (исход из Испании как бы сопоставлялся с исходом из египетского рабства).

В этой книге р. Яаков Кули, в сущности, продолжал давнюю семейную традицию – ведь еще двумя веками ранее его пращур р. Яаков Ибн Хабиб (см.), изгнанный в 5252 /1492/ году из Испании, составил сборник талмудических преданий и мидрашей Эйн Яаков (Родник Яакова), так же предназначенный для народного чтения.

Р. Яаков Кули успел завершить лишь часть комментария, относящуюся к книгам Берешит и Шмот (до главы Трума). Он умер в разгар работы над книгой – в Стамбуле, девятнадцатого ава 5492 /1732/ года. Ему было только сорок два года (в таком же возрасте ушел из жизни и его прославленный дед, р. Моше Ибн Хабиб).

Используя рукописи р. Яакова Кули, книгу завершили другие мудрецы Стамбула – р. Ицхак из Агрисо и р. Ицхак Аргуити, сумевшие сохранить его стиль и его подход к материалу. Комментарий ко всему Пятикнижию был впервые издан в 5537 /1777/ году – с тех пор он многократно переиздавался, неизменно пользуясь любовью читателей. Книга переведена на иврит и сегодня изучается в общинах всего еврейского мира.


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 09:02
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Моше бар Шимон Маргалит (Пней Моше; ок. 5470-5541 /1710-1781/ гг.) – выдающийся комментатор Талмуда.

Родился и изучал Тору в городке Кейданы, расположенном возле г. Ковно (Каунаса).


Был раввином в Кейданах и нескольких других городах Литвы. У него, в Кейданах, еще ребенком учился Элияу из Вильны (Виленский Гаон; см.), впоследствии ставший одним из духовных лидеров поколения.


Р. Моше Маргалит написал обстоятельный комментарий на Иерусалимский Талмуд. Для своей работы он использовал старинные рукописи сочинений мудрецов эпохи Мишны и вавилонских гаонов – в поисках этих рукописей он много странствовал по Европе. Чтобы с полной ясностью постигнуть раздел Зераим (Посевы), он углубленно изучал ботанику у ученых германского города Франкфурта.


В его комментарии, озаглавленном Пней Моше (Лик Моше), последовательно разъяснен весь текст Иерусалимского Талмуда, – подобно тому, как в комментарии Раши (см.) разъяснено содержание Вавилонского Талмуда.


В 5515 /1755/ году в типографии Амстердама был издан комментарий к разделу Нашим (Женщины), а спустя пятнадцать лет в Вильно – к разделу Незикин (Ущербы).


Комментарии еще к двум разделам – Зераим и Моэд (Праздники) – увидели свет лишь после смерти автора.

Книга Пней Моше стала самым распространенным и самым изучаемым комментарием на Иерусалимский Талмуд. В большинстве изданий Иерусалимского Талмуда комментарий р. Моше Маргалита печатается рядом с основным текстом.


Умер двенадцатого тевета 5541 /1781/ года в галицейском городе Броды, где он собирал средства на издание двух последних разделов своего комментария. Похоронен в Бродах.


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 05 июн. 2008 07:24
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Александр Зискинд (Йесод вешореш аавода; умер в 5554 /1794/ г.) – выдающийся праведник и кабалист.


Жил в г. Гродно. Целиком погруженный в изучение Торы и молитвы, он на протяжении многих лет практически не покидал своего дома.


Упорным трудом он отшлифовывал и совершенствовал свой характер, приобретая власть над влечениями и страстями. Среди разнообразных методов его духовной работы был и такой: после постов он утолял голод мелкими рыбешками с многочисленными косточками и хрящами – из-за этого он был принужден есть очень медленно, не набрасываясь на пищу (Сарей амеа 6:2).


Р. Александр Зискинд написал книгу Йесод вешореш аавода (Основа и корень служения), ставшую своеобразным кодексом нравственного поведения и руководством к совершенному выполнению заповедей. Он особенно подчеркивал значение трех фундаментальных основ, на которых строится служение Творцу: кавана – душевный настрой и концентрация на выполняемой заповеди, симха – радость, испытываемая от возможности выполнять заповедь, и итлаавут – воодушевление и духовное пробуждение, вызываемое ее выполнением.


В виде приложения к книге р. Александр Зискинд поместил подробнейший комментарий на те разделы книги пророка Йехезкеля (гл. 40-44), в которых говорится о возведении Иерусалимского Храма в «конце времен». Р. Александр Зискинд пояснил: существует мнение мудрецов, согласно которому, «возведение Храма предшествует воцарению потомка Давида (т.е. Машиаха)» – и когда наступит момент, подходящий для строительства Храма, мы должны будем точно и во всех подробностях знать, как именно следует его возводить (Сарей амеа, там же).

Книга Йесод вешореш аавода впервые вышла в свет в 5542 /1782/ году.


В последующие годы книга выдержала множество изданий и вошла в ряд классических произведений мусара (еврейской этики).

Один из выдающихся лидеров хасидизма р. Нахман из Бреслава (см.) говорил, что р. Александр Зискинд «был хасидом еще до возникновения хасидизма».


Он покинул этот мир восемнадцатого адара 5554 /1794/ года (во второй адар високосного года). На могильном камне он завещал выгравировать: «Александр Зискинд, сын Моше, рожденный Ривкой, – служитель Б-га».


В своем завещании он щедро передал детям основные ценности, накопленные им за долгую жизнь. Он заповедал: «Примите над собой власть нашего Творца и Создателя – и каждую свободную минуту трудитесь над познанием Его святой Торы… И если вам, не дай Б-г, придется погибнуть, отдав жизнь за свое еврейство, пожертвуйте своей жизнью ради Него с великой, безмерной, радостью». И в самом конце завещания он прибавил: «И пусть неизменным будет ваше стремление к Земле Израиля – и по пути, по которому человек стремится идти, его поведут с Небес».

Его потомки взяли себе фамильное прозвище Бараз – аббревиатура слов «Бней раби Александр Зискинд» (Сыновья р. Александра Зискинда).


Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 05 июн. 2008 07:26
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

Раби Гершон бар Авраам Кутовер (ок. 5456-5521 /1696-1761/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.).

Родился в Галиции, в городе Броды.

Учился в знаменитом бродском клойзе – здесь его соратником по изучению Торы был р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда; см.), ставший впоследствии главным раввином Праги.

Р. Гершон возглавлял в Бродах один из четырех раввинских судов.

Он был известен далеко за пределами Польши. Один из духовных лидеров поколения р. Йонатан Эйбешиц (см.) называл его «знаменитым праведником, выдающимся знатоком Торы и божественным кабалистом». Уже упомянутый р. Йехезкель Ландо в одном из своих респонсов также отзывался о р. Гершоне как о «совершенном мудреце и святом праведнике» (Нодэ бийеуда, Эвен аэзер 73).


Около 5485 /1725/ года его сестра вышла замуж за бедного меламеда р. Исраэля бар Элиэзера, прославившегося впоследствии под именем Бааль-Шем-Тов.

Рассказывают, что отец р. Гершона, р. Авраам Кутовер из Брод, побывав в местечке, где жил Бааль-Шем-Тов, заключил с ним соглашение о предстоящем браке. Однако, возвращаясь в Броды, р. Авраам Кутовер заболел и вскоре скончался. Разбирая бумаги отца, р. Гершон обнаружил среди них брачное соглашение, но в нем не было указано, в каком городе живет жених. И лишь несколько месяцев спустя в доме р. Гершона появился сам Бааль-Шем-Тов, одетый в простое крестьянское платье, – до поры он скрывал под обликом деревенского простака свое величие в Торе. Р. Гершон, погруженный в изучение книг, велел передать гостю милостыню, но Бааль-Шем-Тов заявил, что пришел за своей невестой, и предъявил копию брачного договора.


В течение нескольких месяцев после состоявшейся свадьбы р. Гершон пытался обучить своего «невежественного» шурина, но затем, отчаявшись, предложил сестре развестись с «неучем» – а когда она отказалась, р. Гершон, купив им коня и телегу, отправил молодую семью из Брод (Шивхей Бешт 4-5).


Позднее он снял для них в аренду постоялый двор в Карпатских горах, неподалеку от местечка Кутова, из которого происходила семья Кутоверов.

После того, как около 5494 /1734/ года р. Исраэль Бааль-Шем-Тов «открылся» и начал широко проповедовать свое учение, р. Гершон Кутовер стал одним из самых горячих последователей своего шурина. Около 5500 /1740/ года он переехал в город Меджибож, где после длительных странствий обосновался Бааль-Шем-Тов со своими учениками. Р. Гершон стал домашним учителем Цви, единственного сына Бааль-Шем-Това.

В 5503 /1743/ году р. Гершон отправился в Землю Израиля, чтобы по поручению Бааль-Шем-Това установить связь с выдающимся кабалистом р. Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим; см.) и создать с ним совместный центр по изучению сокровенных разделов Торы. Однако, прибыв в Йерушалаим, р. Гершон уже не застал р. Хаима Ибн Атара в живых.

Р. Гершон посетил многие святые места. Согласно свидетельству современника, «оказавшись напротив горы, где когда-то стоял Храм», р. Гершон «от горечи и скорби несколько раз подряд падал в обморок – так, что с трудом удалось привести его в сознание» (Сарей амеа 6:7).


Спустя некоторое время р. Кутовер возвратился в Меджибож и провел еще несколько лет рядом с Бааль-Шем-Товом, все глубже постигая его учение.

В 5506 /1746/ году р. Кутовер вторично прибыл в Землю Израиля, чтобы распространять там учение Бааль-Шем-Това. На этот раз р. Гершон и его семья поселились в Хевроне, где они были единственными ашкеназскими евреями – выходцами из Восточной Европы.

В 5513 /1753/ году р. Кутовер вновь посетил Йерушалаим и пробыл в городе две недели.

В письме, обращенном к Бешту, р. Гершон поведал о загадочных событиях, связанных с этим посещением святого города. В первый же шабат к нему явились все ашкеназские евреи Йерушалаима, которые были наслышаны о нем от евреев Хеврона, – они попросили его возглавить их общину. Р. Гершон «попытался убежать от почета, как делал это всю жизнь», но его «принялись настойчиво уговаривать» и не отступали от него в течение восьми дней. Более того, к переговорам присоединились выдающиеся сефардские мудрецы, также настаивающие на том, чтобы он «поселился в Йерушалаиме».


В день, когда р. Гершон все же собрался покинуть город, иерусалимские евреи окружили его в доме учения. Они «начали плакать» и «до такой степени разбили сердце» р. Гершона, что он в конце концов согласился. Иерусалимские евреи «возрадовались великой радостью» и в тот же день арендовали для нового раввина роскошную квартиру и дом учения, где бы он мог обучать Торе. Они вручили р. Гершону ключи и снарядили посланца, который должен был за их счет привезти из Хеврона жену и детей раввина. Но, когда р. Гершон сел, чтобы написать письмо жене, он внезапно «почувствовал, что его рука обездвижилась», будто скованная параличом. Он сказал иерусалимцам: «Братья мои! Разве вы не видите, что все это не угодно Всевышнему?!». Его снова «принялись убеждать», но он «ощущал великую грусть – будто все печали Йерушалаима обрушились на него». Так и не сумев написать письмо, р. Гершон сам отправился за семьей, но к нему приставили специальных посланцев общины, которым поручили следить, чтобы он «не передумал и не остался» в Хевроне.


И все же р. Гершон не возвратился – спустя несколько недель в Йерушалаиме вспыхнула эпидемия, «унесшая жизни двухсот евреев, в том числе и нескольких выдающихся мудрецов», и ашкеназская община в городе перестала существовать. «Лишь тогда, – приписал р. Кутовер в завершение письма, – я осознал величие того чуда, которое совершил со мной Б-г, прославляемый во веки веков!» (Гинзей нистарот 66; Сарей амеа 6:7).

В последующие годы р. Гершон Кутовер все же возвратился в Йерушалаим, где занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль, возглавляемой выдающимся мудрецом из Йемена р. Сар-Шаломом Шараби (см.).

Р. Гершон Кутовер умер в Йерушалаиме двадцать пятого адара (первого месяца адар) високосного 5521 /1761/ года.

Его могила на Масличной горе была вновь обнаружена после Шестидневной войны 5727 /1967/ года
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
leonid1
Гуру флейма
Гуру флейма

avatar


Зарегистрирован:
2005-11-19
Кол-во пунктов: 41067
Откуда: Канада

СообщениеДобавлено: 16 июн. 2008 08:43
   Заголовок сообщения: Личности и книги.
  Ответить с цитатой    Распечатать сообщение

В 3390 году от Сотворения Мира (370 г. до н.э.) первые еврейские изгнанники возвратились из вавилонского плена, а в 3408 году (352 г. до н.э.) был отстроен Второй Храм. И хотя административно еврейское государство того периода подчинялось персидским владыкам, а впоследствии Александру Македонскому и наследникам его власти, внутренней жизнью страны управляло Великое Собрание мудрецов. В его состав входили последние пророки – Хагай, Зехария и Малахи, а также величайшие праведники, о которых рассказывается в Писании – Эзра, Нехемья, Даниэль, Зерубавель и Мордехай.


Великое Собрание ознаменовало переход от периода, освещенного в Танахе, к эпохе наших мудрецов (хахамейну зихронам ливраха – хазаль): в состав Великого Собрания входил и первосвященник Шимон, прозванный Праведным (Ацадик), – первый из мудрецов, упомянутых в Мишне.






Шимон Ацадик (умер ок. 3448 г. /312 г. до н.э./) принял Устную Традицию от мужей Великого Собрания.


Шимон Ацадик был первосвященником во Втором Храме в течение 40 лет (Йома 9а). В Талмуде перечислены 7 проявлений Б-жественного благословения, которые повторялись в Храме во все годы его служения. Так, красная нить, повязанная на голову козла отпущения в Йом кипур, становилась белой (что свидетельствовало о прощении грехов Израиля), а огонь на жертвеннике пылал и без добавления дров – свидетельство проявления Шехины (Б-жественного присутствия) в Храме (Йома 39а). Шимон Ацадик дважды совершал обряд с красной коровой (до него такой обряд совершали только Моше и Эзра. См. Пара 3:5).


Когда в 3442 г.(318 г. до н.э.) войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму и Храму угрожало разрушение, Шимон Ацадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете, встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек» (Йома 69а). Штурм Иерусалима был отменен. И когда Шимон показал Александру Храм, гость попросил, чтобы в знак их союза возле жертвенника был установлен его скульптурный портрет. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коэны, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр (Седер адорот).


Шимон Ацадик предсказал срок своей смерти. Он поведал, что на протяжении сорока лет, каждый Йом кипур, некий старец, облаченный в белоснежные одежды, заходил вместе с ним в Святая Святых и выходил вместе с ним. Но в тот год старец был закутан в черные одежды – они зашли вместе, но старец не вышел с ним. И действительно, как только праздничные торжества завершились, Шимон, «проболев 7 дней, умер» (Менахот 109б).


После смерти Шимона Ацадика в Храме больше не произносилось четырехбуквенное Имя Всевышнего, обладающее особой святостью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Гостевая книга Почитать дневник пользователя Посмотреть фотоальбомы пользователя
Начать новую тему    Ответить на тему Часовой пояс: GMT + 3
33b.ru » Форум » Общество » Религия » Иудаизм » Личности и книги.
Страница 6 из 8 На страницу: Пред.    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8   След.

 

Похожие темы:
   Форум   Тема   Автор   Последнее 
Нет новых сообщений Наука и техника Книги - прошлый век?!
[На страницу: 1, 2, 3...7, 8, 9, 10, 11, 12]
InSpe 06 янв. 2017 00:08
Abovion Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Психология и Философия Все типы личности человека в схематичных иллюстрациях.
[На страницу: 1, 2, 3, 4, 5, 6]
MrShade 17 мар. 2016 21:19
MrShade Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Флуд App на книги
Schafskopf 29 ноя. 2015 20:32
RomanG Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Флуд Что бы Вы хотели сейчас услышать, прочитать? не книги не тв
[На страницу: 1, 2, 3]
Kaltesfeuer 25 фев. 2016 15:45
Kaltesfeuer Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Психология и Философия А какой вы тип личности?
Эмма_Найт 26 июл. 2016 21:12
Carioca Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Проза Никто не подскажет название книги?
serjviking 25 окт. 2016 15:47
SDEMONV Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Психология и Философия От концепций к реальности. (глава из книги "Просветлени
Akpar 03 фев. 2017 02:10
SHIHHIRTH Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Ислам Книги Маисея
[На страницу: 1, 2]
ИсламАбасов 28 авг. 2017 00:30
ИсламАбасов Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Флейм книги
Kortana 28 мар. 2018 12:53
Oksana27 Посмотреть последнее сообщение
Нет новых сообщений Политика США - реалии и мифы,достижения и потери,люди и личности ч.3
[На страницу: 1, 2, 3...5, 6, 7, 8, 9, 10]
Kucherov_Dmitry 03 апр. 2018 12:55
Филиппок Посмотреть последнее сообщение

Мой раздел: Профиль · Настройки · Почта · Гостевая книга · Друзья · Рефералы · Чёрный список · Записная книжка · Адресная книга
Общение: Начало · Форумы · Альтернатива · Чат · Дневники · Клубы · Поэзия · Споры · Фотоальбомы · Знакомства · Мессенджер · Пользователи
Развлечения: Игры · Шахматы · Викторина · Конкурс красоты · Радио · Телевидение
Полезное: Аватары · Смайлики · Гороскопы · Транслит · Декодер · Генератор паролей
Информация: Новости · Правила
© 2002-2018 33B.ru - 33 буквы алфавита Abuse